Arms
 
развернуть
 
614002, г. Пермь, ул. Чернышевского, д. 41
610000, г. Киров, ул. Московская, д. 28
Тел.: (342) 208-18-55, 208-18-57
(8332) 64-67-43, 64-73-12
permskygvs.sam@sudrf.ru
схема проезда
614002, г. Пермь, ул. Чернышевского, д. 41; 610000, г. Киров, ул. Московская, д. 28Тел.: (342) 208-18-55, 208-18-57; (8332) 64-67-43, 64-73-12permskygvs.sam@sudrf.ru
Понедельник9:00 - 17:30
Вторник9:00 - 17:30
Среда9:00 - 17:30
Четверг9:00 - 17:30
Пятница9:00 - 16:40
Перерыв: 13:00 - 13:45
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной
Приём граждан проводит помощник председателя суда, помощник судьи.
Понедельник9:00 - 18:00
Вторник9:00 - 18:00
Среда9:00 - 18:00
Четверг9:00 - 18:00
Пятница9:00 - 16:48
Перерыв: 13:00 - 13:45
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной
Понедельник8:00 - 17:00
Вторник8:00 - 17:00
Среда8:00 - 17:00
Четверг8:00 - 17:00
Пятница8:00 - 16:48
Перерыв: 12:00 - 12:45
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной
ПРЕСС-СЛУЖБА
Материал от 29.07.2009
Взаимодействие со СМИверсия для печати
Общие вопросы взаимодействия

    В связи с образованием Пермского края, а также исходя из «Концепции информационной политики судебной системы» (Постановление Совета судей РФ № 60 от 16.11.2001 г.), на заседании Совета судей Пермской области (16.02.2006 г.) было принято решение о создании объединенной пресс-службы для выработки единых подходов представителей всех ветвей судебной власти, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента при осуществлении взаимодействия со СМИ.
    Утвержден персональный состав объединенной пресс-службы: Н.В.Каун - представитель Совета судей (координирует деятельность объединенной пресс-службы; тел. 216 23 75); А.М. Соболев – областной суд ( 212 12 95); Л.Г. Битюцкая – Управление Судебного департамента в Пермской области (212 20 70); И.Н. Галушина – арбитражный суд (212 30 57); М.С. Черепанова – управление по обеспечению деятельности мировых судей (237 39 47).
    Основными законодательными актами, регулирующими взаимоотношения судебных органов и СМИ являются: Конституция РФ; федеральные законы «О средствах массовой информации», «Об информации, информатизации и защите информации», «О статусе судей в Российской Федерации»; УПК РФ.
    Согласно ст. 47 Закона о СМИ журналист имеет право искать, запрашивать, получать и распространять информацию.
     Ст. 241 УПК РФ устанавливает, что:
- разбирательство уголовных дел во всех судах открытое (за исключением отдельных случаев, предусмотренных законом);
- лица, присутствующие в открытом судебном заседании, вправе вести аудиозапись и письменную запись;
- проведение фотографирования, видеозаписи и (или) киносъемки допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании;
- приговор суда провозглашается в открытом судебном заседании (за исключением отдельных случаев, предусмотренных законом).
    В свете проблемы взаимодействия судов и СМИ, принципиально важными представляются следующие положения законодательства:
- судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей;
- судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны;
- независимость судьи обеспечивается предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
- судья не обязан давать каких - бы то ни было объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

    Порядок доступа к судебной информации представителей СМИ

    Одной из важнейших демократических гарантий является свободный доступ граждан к правосудию. Этот принцип закреплен как в общепризнанных нормах международного права, так и в Конституции РФ.
    В международном пакте о гражданских и политических правах (п.1 ст. 14) отмечено, что «каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Печать и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе или когда того требуют интересы частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, - при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия; однако любое судебное постановление по уголовному или гражданскому делу должно быть публичным, за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми».
    В Концепции информационной политики судебной системы (раздел «Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений судов и СМИ») отмечается: «реализация принципа открытости судебного разбирательства обеспечивает свободный доступ всех заинтересованных лиц, и, прежде всего представителей СМИ, к необходимой информации, что, в свою очередь, ставит ход судопроизводства под контроль общественности, способствует формированию правовой культуры граждан и усиливает воспитательное воздействие судебной власти на общество. Вместе с тем информация в судебных сферах нуждается в специальном режиме ее защиты, поскольку свободный доступ к этой информации может не только затруднить или даже сделать невозможным отправление правосудия по гражданским и уголовным делам, но и причинить невосполнимый материальный, моральный или физический ущерб участникам судебного процесса».
    Осознавая этот факт, законодатель, провозгласив право каждого на свободный доступ к информации (в том числе в сфере осуществления правосудия), одновременно ограничил это право в известных случаях (ст.241 УПК РФ, ч.1 ст.10 ГПК РФ, ст.ст. 23,24 Конституции РФ, ст.ст 137, 183 УК РФ).
    Вполне естественно, что журналисты могут стремиться получить какую-либо информацию или комментарии непосредственно от судей, минуя пресс-службу. В этой связи необходимо разъяснить представителям СМИ следующее:
- закон не содержит каких-либо прямых запретов на общение судьи с журналистами, в том числе и по делам, находящимся в производстве;
- однако, судья вправе отказать в таком общении на основании п. 2 ст. 10 Закона «О статусе судей в Российской Федерации», согласно которому «судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом».


    Организация работы журналистов в ходе судебных заседаний.

    Согласно Закону РФ «О средствах массовой информации» (ст. 38 «Право на получение информации»): «государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах».
    В соответствии со ст. 39 Закона РФ «О средствах массовой информации»: «редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции».
    Как указано в ст. 40 Закона «отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:
1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну;
2) должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;
3) дата принятия решения об отказе.
    Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок. Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:
1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;
2) дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;
3) должностное лицо, установившее отсрочку;
4) дата принятия решения об отсрочке».
    Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 6 «Правила поведения судьи во взаимоотношениях с представителями средств массовой информации» Кодекса судейской этики:
«1. Судья не вправе делать публичные заявления, комментировать судебные решения, выступать в прессе по существу дел, находящихся в производстве суда, до вступления в законную силу принятых по ним постановлений. Судья не вправе публично, вне рамок профессиональной деятельности, подвергать сомнению постановления судов, вступившие в законную силу, и критиковать профессиональные действия своих коллег.
2. Судья не может препятствовать стремлению представителей средств массовой информации освещать деятельность суда и, если это не будет создавать помех проведению судебного процесса или использоваться для оказания воздействия на суд, должен оказывать им необходимое содействие».
    С учетом вышеизложенного представляется необходимым:
- оповещать журналистов о времени проведения судебных заседаний по делам, представляющим повышенный общественный интерес;
- предоставлять возможность журналистам, присутствующим в зале судебного заседания, вести записи по ходу судебного процесса. При этом, фото-, кино- и видеосъемки в зале суда могут производиться только по разрешению председательствующего по делу, который вправе установить их продолжительность и порядок;
- по просьбе руководителей средств массовой информации, интересы которых представляет журналист, выдавать журналисту судебный акт, вступивший в законную силу. Просьбы СМИ о предоставлении материалов нерассмотренных судебных дел удовлетворению не подлежат.

Данная Памятка для ответственных в районных/городских судах за взаимодействие со средствами массовой информации подготовлена и издана объединенной пресс-службой судебной системы Пермской области в 2006 году.
опубликовано 13.03.2010 00:46 (МСК)
Понедельник9:00 - 17:30
Вторник9:00 - 17:30
Среда9:00 - 17:30
Четверг9:00 - 17:30
Пятница9:00 - 16:40
Перерыв: 13:00 - 13:45
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной
Приём граждан проводит помощник председателя суда, помощник судьи.
Понедельник9:00 - 18:00
Вторник9:00 - 18:00
Среда9:00 - 18:00
Четверг9:00 - 18:00
Пятница9:00 - 16:48
Перерыв: 13:00 - 13:45
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной
Понедельник8:00 - 17:00
Вторник8:00 - 17:00
Среда8:00 - 17:00
Четверг8:00 - 17:00
Пятница8:00 - 16:48
Перерыв: 12:00 - 12:45
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной